О стиле и настроении. В ванных комнатах и на кухне.

 Ремонт. Реформа

Уже давно известно, что кухни и ванные комнаты являются своеобразным локомотивом интерьера во всем доме и квартире. И это не удивительно. Именно здесь, на кухнях и в ванных комнатах, наиболее смелые дизайнерские поиски не просто соприкасаются - переплетаются с передовыми элегантными технологиями, порождая необыкновенный предметный мир современных возможностей. Более того, именно здесь, в этих помещениях, следуя моде или внутреннему чутью, человек с наивысшей откровенностью заявляет о своих интерьерных пристрастиях, пожеланиях, привычках, фантазиях.

Дизайнеру Татьяне Ивановой надо было превратить дом общей площадью 360 квадратных метров в жилое пространство для постоянного проживания семейной пары и их взрослой дочери. Основная жизнь семьи должна была сосредоточиться на первом и втором этажах. Цокольный этаж предполагалось использовать как технический с центральной комнатой для бильярда. Там должны были расположиться мастерская хозяина, просторная постирочная, бойлерная, вместительный погреб и санузел.

Проектирование дома, как и положено, начали с технического этажа. Обычно его проектируют наспех, не полностью, оставляя на потом окончательные штрихи и позабытые функции. Но такой порядок проектирования не совсем закономерен. Технический этаж - сердце дома. И пребывать на нем нужно будет значительно больше времени, чем думается изначально. Естественно, это касается тех семей, которые не пользуются услугами домработницы.

И уже на первых этапах проектирования дали о себе знать интерьерные пристрастия заказчика. Этаж оформили в традициях викторианского интерьера, что сразу же характеризовало хозяев как людей основательных, не пропускающих мимо своего внимания ни одной, даже малозначительной детали. В принципе, сразу же стало ясно, что в таком доме и не может быть малозначительных деталей. Все они появляются в доме весьма осознанно, как событие, и требуют к себе не проходного, а событийного внимания.

Выяснилось вскоре, что хозяину близка охотничья тема. И это каким-то образом тоже надо было отразить в интерьере цокольного этажа. Обычно решение охотничьей темы в доме бывает достаточно прямолинейным. Хозяин, как правило, соглашается на любой болееменее скромный вариант локального оформления, чтобы мимоходом, на интерьерном уровне лишний раз не раздражать хозяйку своим сугубо мужским развлечением. Но в этом доме, при обоюдной поддержке заказчиков, охотничья тема нашла неожиданное и яркое продолжение в рисунке обоев для стен санузла. Богатство рисунков на обоях THIBAUT (США) и особенно в сочетании на стенах с керамической плиткой с эффектом старения TAGINA сразу же перевело вспомогательное подсобное помещение, каким должен был стать санитарногигиенический узел на цокольном этаже, в разряд диктующих моду всему дому эффектных комнат. Эффект запоминающегося зрительного впечатления усиливался и с помощью напольной плитки TOP CER, а также посредством стильного в своей сдержанности сантехнического оборудования от VILLEROY&BOCH.

Забегая вперед надо отметить, что ванные комнаты и других этажей создавали свои яркие образы с помощью вариаций этих высоко-качественных материалов. Потому что в ванной комнате, как ни в каком другом помещении, очень важным является качество материалов. И гармоничность их сочетания. Причем, как ни странно, цветовая гамма, оказывается, не играет решающей роли в гармонии сочетаний. Ванная комната первого этажа сделана в черно-белой гамме, а ванная комната второго этажа - в бежевых тонах. И все же, надо отметить, что все эти ванные комнаты поддерживают некое общее настроение. Природная радость обоев и в ванной комнате первого этажа тоже сочетается с кованой серебряной патиной, что создает подобным соседством вневременное ощущение красоты, не как быстро гаснущей яркости, а как долговременного, рассчитанного на поколения, эстетического достоинства.

Чувство красоты, а не красивости, усиливает в ванной комнате первого этажа и появившаяся к месту гипсо-вая лепнина. Лепнина, и это очень важно знать тем, кто желает применить ее в ванной комнате, весьма капризноспецифический оформительский материал. При всей своей изысканной ажурности, утонченной узорности, то есть свойствах, казалось бы, изначально придающих интерьеру вкус, стиль, богатство и фантазию, на самом деле не так прост в обращении, как кажется. Он может оказаться избыточным в интерьере, подверженном красивости и тем самым утвердить аляпистость хозяйского вкуса. А может, наоборот, действительно стать последним штрихом в завершении великолепного интерьера. В данном случае появление лепнины в интерьере ванной комнаты полностью уместно и оправдано. Следует обратить также внимание на пол ванной комнаты второго этажа. Он сделан из натурального мрамора, материала, такого же капризного и неоднозначного в разных ситуациях, как и лепнина. И тоже гармонично вписавшемся в окружающее пространство, обладающее, к тому же, стеной с плющом.

От ванных комнат перейдем теперь к кухне, которая на первый взгляд является даже как бы противоположностью ванным комнатам. Кухня не просто уступает им в экспрессии, она совершенно другая по характеру, по настроению, по мироощущению. Страсть к готовке, так же как и страсть к ярким впечатлениям, тоже требовала для себя пространства, которое нашло отражение и продолжение в виде просторной, комфортной кухни, с большой рабочей поверхностью и достаточным местом для хранения. Кухонная мебель BERLONI (Италия), модель Nuvola (поставщик компания «СТЕЛС») привлекла своим нежным цветом azzurro.     Почему выбор пал именно на такую кухню? И заказчикам, и дизайнеру, скорее больше по интуиции, чем по методу гармоничного дополнения, хотелось создать просторное, светлое, удобное пространство, которое редко можно иметь в городских условиях и с помощью которого можно подчеркнуть природной гаммой жизнь на свежем воздухе. Именно сущностью подобного выбора, возможностью такого непринужденного сочетания экспрессии и нежности, которые, вероятно, царят в этой семье, в душах людей, создающих подобное пространство для своей повседневной жизни, и можно объяснять законы гармонии в интерьере. Потому что интерьер во всем доме не может обладать качеством повышенного воздействия на сознание, непрерывно будоражащим фантазию. Он где-то, в определенных местах, должен успокаи-вать, умиротворять, а где-то действительно возбуждать настрой. Какие комнаты в доме выбирать для подобного противопоставления - индивидуальное дело каждого заказчика. Но то, что такие «качели» настроения в доме должны присутствовать - тоже не вызывает сомнения.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что речь идет о восприятии и настроении, а отнюдь не о стилистическом единстве. В смысле стиля и кухни, и ванные комнаты в этом доме выдержаны, как говорится, в едином замысле. Даже с применением одинаковых материалов. Так, стены кухни имеют декоративную покраску с эффектом старения, а керамическая плитка TAGINA, присутствующая в ванной комнате на стене, как бы перешла на пол, избавившись от признаков старения. Присутствует на кухне и гипсовая лепнина.

Казалось бы, что набор используемых материалов и на кухне, и в ванной комнате во многом одинаков, созвучен, но вот общее впечатление от происходящего, от интерьера, в принципе, как и должно быть в жизни, во многом разнится. Возможно, тут дело в настроении, с которым мы пришли после посещения ванных комнат на кухню. Или в освещении. Или в конфигурации кухни. Потому что само помещение кухни оказалось неправильной формы, и, возможно, чтобы дезавуировать впечатление от неправильности форм, пришлось для создания общего освещения выбрать шинную систему с лампочками в ретростиле от итальянской компании MATALLUX. А ретро, как известно,- это тоже попытка сделать красоту долговечнее времени.

Фото Надежды Серебряковой