Психология: Вам скучно или... попросту холодно?
Наталья Михайлова
Как температура влияет на эмоции? Любопытно, но наши чувства находятся в прямой зависимости от тепла и освещенности
Поздней осенью и зимой мы традиционно погружаемся в сезонную депрессию. И также традиционно обвиняем серость за окном во всех бедах мира — включая собственную хандру. Психологи давно подтвердили: температура и уровень освещенности на улице и внутри дома напрямую воздействуют на нашу психику. Но почему-то между знанием и действиями — пропасть. Мы расскажем, как замена пары лампочек и управление температурой в доме помогут вам легко справиться с сезонной хандрой.
Вам потеплее или похолоднее?
Понижение или повышение температуры воздуха всего лишь на несколько градусов могут напрямую влиять на наше психологическое состояние в ту или иную сторону. Прекрасно известно, что страх, стресс и фрустрация могут повышать нервное возбуждение и понижать температуру на несколько градусов, причем, в первую очередь, на лице. А приятные положительные чувства способствуют повышению температуры. (Salazar-Lopez et al., 2015).
Более того, известно, что мы способны сопереживать в этом плане: если мы понимаем, что у кого-то холодные руки, то наши руки тоже могут похолодеть.
А вот обратная ситуация изучена не так хорошо, но тем не менее некоторые сведения у нас тоже есть: всё работает точно таким же образом. Стоит чуть-чуть повысить температуру, и наше настроение улучшается.
Наверняка вы сами ощущали подобные эффекты на своем собственном опыте: у кого не бывало такого, что придёшь с работы — и хочется принять тёплую ванну. Не просто ванну, а именно тёплую и подольше. По мнению психологов из Йеля (Bargh, 2012), люди, которые испытывают чувство одиночества и скуки, склонны принимать ванну теплее, дольше по времени и чаще, чем люди, которые не отмечают у себя подобных чувств. Психологи резюмировали, что тем самым мы пытаемся бы скомпенсировать недостающее нам социальное тепло. Ощущение социальной изоляции навевает на нас прохладу.
В другом исследовании было показано, что сотрудники, у которых руки находились в тепле (им выдавали специальные обогревающие подушечки), отмечали более высокую лояльность к компании и большую удовлетворенность своей работой (Geoffrey Ho, 2012). И наоборот, после парочки чашек кофе со льдом, люди начинали относиться к окружающим с прохладцей и даже немножко недружественно.
Вам посветлее или потемнее?
Не секрет, что одни люди любят работать в хорошо освещенных помещениях, а к другим муза приходит в полутемных подвальчиках. Лично я отношусь к первой группе: в темноте мне совершенно не работается, а стоит лишь включить больше света « сразу же и бодрость появляется, и желание что-то сделать.
Оказывается, всё это происходит из-за изменений в активности волн головного мозга — в зависимости от типа освещения. Если в одном помещении сделать освещение смешанного типа (когда свет направлен в разные стороны и направленно, и рассеянно), а в другом помещении сделать освещение прямого типа (когда свет идет направленно из источника на объекты), то можно узнать, что в первом случае люди чувствуют себя более расслабленно и прохладно. В таких помещениях приятнее находиться — по сравнению с пространствами с прямыми источниками света (Shin et al., 2015). Ну а дальше уже выбирайте, в каких условиях вы более эффективно трудитесь: когда вы расслаблены и наслаждаетесь прохладой, или когда ваша активность повышена в теплой атмосфере.
Все эти вещи действуют на нас, разумеется, неосознанно: так устроен наш мозг. В большинстве случаев мы не можем сознательно управлять этими функциями. Но тем не менее — и почему я сейчас пишу об этом на Houzz — мы можем использовать знания о психологии и физиологии в наших интересах, когда мы планируем помещения или нашу активность в них.
Если вы дизайнер интерьеров или планируете свой собственный ремонт, попробуйте использовать разные типы освещения не только потому, что это красиво смотрится, но и принимая в учет функциональноеназначения комнаты. С этой точки зрения, в гостиной имеет смысл делать смешанное освещение и ставить дополнительные источники тепла, если речь идет о холодном климате. Потому что в этом помещении мы принимаем гостей, общаемся и по идее было бы неплохо испытывать при этом дружелюбие, социальную активность и расслабленность.
Можно попробовать угощать посетителей вашего стенда на выставке горячими напитками, тем самым способствуя у них формированию более положительного образа вашей компании. Ну, а если вы хотите сбавить обороты в чувствах — тут на помощь придут прохладные напитки и кондиционеры.
Чтобы читать статью полностью, перейдите по ссылке