Интерьерный менуэт
(трехкомнатная квартира, 113 м2)

Номер: № 10 (111) октябрь 2007 / Новая квартира
Текст: Елена Логунова
Фото: Евгений Кулибаба
Стилист: Валерия Исмиева
Архитектор-дизайнер: Татьяна Иванова

Изящество и женственность в каждой детали - такое впечатление оставляет этот интерьер уже при первом знакомстве. Перед нами впечатляющий пример творческого тандема архитектора и хозяйки квартиры, создавших цельный и проработанный до мелочей образ дома.

Наталья, молодая мама десятилетней дочери, - натура творческая, обладает жизнерадостным характером и тонким вкусом. Она много работает, путешествует, и дом для нее - это место, где все должно быть продумано, удобно и сделано по-своему. Сотрудничество с архитектором Татьяной Ивановой складывалось гармонично, с полным взаимопониманием. К тому же Наталья успешно выступила в роли декоратора, тщательно подобрав все аксессуары и детали, и они не только прекрасно вписались в общий образ дома, но и придали ему особый шарм. Татьяна же полностью "вжилась" в пожелания хозяйки квартиры и сформировала основные элементы пространства, отвечающие ее запросам, образу жизни и характеру.

Шкаф-витрина в кухне выкрашен яркой темно-голубой краской - этот цвет дарит ощущение прохлады и свежести утра, усиливает глубину звучания голубоватого орнамента на обоях в гостиной, изысканно сочетается с тоном, в который окрашены оконные рамы

                              И вот, над полками, гортензий
                                    легчайшая голубизна,
                            и солнца луч, как Божий вензель,
                                на венском стуле, у окна.
                                                           В. Набоков

 

Архитектура и декор: неразделимый союз

Архитектура этой квартиры служит тщательно разработанным "каркасом" для интерьерного спектакля. Основные границы зон очерчены лаконичными полиуретановыми балками на потолке и подхвачены "отражающим" рисунком пола. Декоративный прием помог также визуально скорректировать неправильные L-образные формы коридора и спальни и спрятать в балке на потолке прихожей провода. Из гостиной пришлось устроить вход в соседнюю гардеробную. Казалось, логичнее было сделать его из прихожей, но в таком случае последняя выглядела бы не столь нарядно. В гостиной же получилась довольно необычная композиция. Две высокие раздвижные двери из матового стекла в обрамлении наличников антрацитового цвета разделяет зеркало. На эти "окна" набегают две занавеси из хлопкового тюля, подвешенные на спрятанной за потолочным карнизом струне. Подобные мотивы читаются в декоре окна напротив, оформленного идентичной тканью. Стена между гардеробной и окном и простенок над дверями в гардеробную оклеены обоями с крупным голубым узором в стиле необарокко. Так практичная деталь уподобилась нарядному окну и внесла в интерьер элемент интриги.

"Посадочные места" в гостиной и столовой спланированы так, что, расположившись на них, можно любоваться интересными композициями в каждой зоне

L-образная расстановка кухонной мебели асимметрична: слева - высокие шкафы, вытяжка смещена от центра, у окна - легкая витрина. Это создает впечатление динамики и открывает доступ естественному свету

Раскладка плитки кухонного "фартука" тонко дополняет стилизованную филенчатую мебель и оттеняет изящество предметов на открытых полках навесных шкафов

Планировка получилась традиционной: просторная прихожая переходит в коридор, с одного конца которого - гостиная и примыкающая к ней кухня-столовая, с другого - приватные зоны: детская и спальня. Из последней можно пройти в ванную комнату. Второй санузел расположен напротив комнаты дочери. Большую лоджию, выход на которую предусмотрен из гостиной, остеклили, отделали в той же цветовой гамме, что и зону приемов, и устроили на ней уголок отдыха. Что же касается эстетической программы, то образ жилья сложился не сразу. Будущую хозяйку привлекала эстетика Прованса, но не как чистая стилизация, а как микс с элементами фьюжн. Татьяна и Наталья справедливо полагали, что строгое следование стилю в новом монолитном доме выглядело бы неестественно. Поэтому в тему традиционного для Южной Франции интерьера решили привнести элементы иной эстетики и подобрали материалы и аксессуары с аллюзией на различные по духу стили: необарокко в орнаментах стеновых покрытий, винтажный ар деко 20-30-х гг. XX в. в декоре светильников (например, потолочных плафонов в коридоре и прихожей), прованс в подборе цветовой гаммы и приемах отделки мебели в детской и кухне, английский кантри в "рукодельном", исключительно из натуральных волокон текстиле. Но эти разнообразные элементы нигде не переходят в вычурную эклектику.

Сначала в спальне собирались расставить купленную заранее мебель темного дерева, но затем заменили ее более изящной, хотя и близкой по стилю. Кровать с патинированным кованым каркасом очень изысканна

Особый шарм интерьеру детской придают рукотворные детали, например гипюровые шторы на окнах, украшенные лентами с букетами

Единственное помещение, где главным стержнем декора стала игра на контрастах, - комната девочки. Ее вытянутые пропорции скорректированы благодаря рисунку обоев: одну стену покрывает крупный флористический узор, остальные - обои-компаньоны в полоску: настроение комнаты меняется в зависимости от угла зрения

Кухня-столовая: традиционная эстетика плюс комфорт

В центре кухни царит овальный стол (для гостей его можно разложить до очень внушительных размеров). Благородный оттенок орехового дерева обеденной группы оттеняют белая скатерть с ручной вышивкой и кокетливые чехлы на стульях. Расположение обеденного стола по отношению к плите с вытяжкой удобно для хозяйки: подход к плите свободный и в то же время легко подавать готовые блюда. Вопреки традиционному оформлению обеденной зоны решили не подвешивать над столом отдельный светильник - вместо этого к потолку кухни по совету Татьяны прикрепили две тросовые системы. Их "открытая" проводка тоже относит к прошлому, создает "настроение ретро".

В оформлении входной зоны читаются мотивы ретро; столик украшают изящные детали, например ваза Lladro
Есть в интерьерах и несколько сквозных мотивов, повторяющихся в различных зонах. Например, полы двух примыкающих к гостиной помещений - прихожей и кухни - оформлены плиткой из одной коллекции, выдержанной в единой цветовой гамме, но различающейся размерами (45 × 45 см - в кухне, 45 × 15, 30 × 30 см - в прихожей); гипюровые шторы в ванной и детской идентичны; орнамент на панно в ванной напоминает рисунок на обоях в гостиной. Прямые цитаты и неявные повторы создают целостный образ интерьера.

Основу цветовой гаммы составили естественные тона. Мебель - в основном сливочных и молочных оттенков, немного "разбавленная" предметами обстановки из темного дерева (в спальне, гостиной, кухне). В выборе цветов и материалов граница смешения очень тонка, но нет ощущения явного микса. Это не пестрые арабески, а изысканный плавный менуэт. Особым обаянием отличаются гостиная и кухня, где основу палитры составляют звучные сапфирово-бирюзовые акценты и растушевки, а также детская, где сочетаются сливочные, холодные зеленоватые и сиреневые цвета.

При расстановке мебели отказались от обычной для классики симметричной схемы. Предпочтение отдали непринужденным интонациям, созданию уютных комбинаций и интересному их расположению в перспективе

Иллюзия простора

Хозяйка мечтала о просторной ванной комнате. Для этого "условное" место расположения гардеробной (по плану БТИ) перенесли и соединили с прежней маленькой ванной. Новая ванная получилась хотя и большой, но неудобной из-за вытянутой конфигурации. Визуальным спасением стал необычный рисунок раскладки плитки. Стену, находящуюся напротив входа в помещение, выделили с помощью панно из плитки Iris Ceramica (Италия) размером 75 × 25 см со стилизованным барочным рисунком. Стена шоколадного цвета, украшенная орнаментом из замысловатых вензелей, стала достойным фоном для роскошной композиции - тумбы под раковину Daco (Италия) из массива, выкрашенного в цвет слоновой кости, и круглого зеркала. Его пышная рама имитирует "историчность": "золото" и белизна багета слегка потерты, как и отделка тумбы. Пол выложен плиткой разной ширины (16 и 45 см), похожей на уютные деревянные дощечки. Отделка остальных стен создает эффект расширения объема (плитка Sant´Agostino, Италия). Выделенные темным цветом фрагменты (пол и панно) образуют симметричную композицию, смягчают вытянутые пропорции комнаты. Величественная люстра привлекает внимание к центру пространства, собирая интерьерную композицию воедино. А светильники-компаньоны, расположенные по обе стороны от зеркала, являются завершающими штрихами нарядного помещения.

Купель в ванной комнате закрыта двухслойной портьерой: ее внешний слой сделан из кремового гипюра, внутренний - из водонепроницаемой ткани. Обе части шторы скреплены между собой лишь вверху - это позволяет им быстро сохнуть

Желание придать интерьеру женственные черты и уйти от жестких контрастов повлияло на выбор цветовой гаммы в разных помещениях. Так, в спальне темные тона мебели (кровать, книжный шкаф, комод, прикроватные тумбы) смягчили более светлым тоном обоев и платяного шкафа San Marco (Италия) цвета табака с пепельно-оливковыми оттенками. А хозяйка обнаружила на распродаже кресло с шелковой обивкой такого же цвета.

Как видим, объединение различных мотивов формирует тонкие оттенки настроений. Женственный облик интерьера не переходит в приторность и жеманство благодаря дозированным стилизациям и правильно выдержанному ритму, а изящество деталей создает впечатление плавного и изысканного интерьерного танца.

Изящный столик-консоль, украшающий гостиную, словно создан для цветочных композиций, ваза  - Lladro

Торшер, декорированный хрустальными подвесками, выполнен декоратором Катей Филипповой специально для этого интерьера по заказу хозяйки

Серо-голубой и белый цвета, присутствующие в оформлении лоджии, продолжают нежную "пасторальную" тему гостиной

Рассказывает автор проекта

Квартира - в новом монолитном доме, расположенном в уютном районе. Пространство со свободной планировкой предполагало определенное размещение комнат (по плану БТИ). Но хозяйка хотела создать индивидуальное жилище, с учетом всех своих потребностей: нужна была вместительная удобная гардеробная, хотелось сохранить большое пространство без дробления на маленькие закрытые комнаты. Так как в квартире были выстроены лишь несущие стены и технические короба, ломать ничего не пришлось. Гостиную и кухню объединили. И еще хозяйка мечтала о просторной ванной комнате. Для этого предлагавшуюся в плане БТИ маленькую гардеробную присоединили к ванной. Гостевой же санузел оставили на утвержденном БТИ месте. Единственная сложность состояла в том, что необходимо было найти способ замаскировать короб вентшахты, расположенный между санузлами. Его обнесли перегородками и со стороны гостевого санузла врезали удобную дверцу доступа. Там же поместили и бойлер. Слишком длинный и неудобный коридор укоротили, "подарив" его "отрезанную" часть спальне, в которой появилась обширная входная зона. А гардеробную оборудовали справа от входа в квартиру. Спальня стала больше и за счет уменьшения предполагаемой детской. Кардинальных расхождений с планом БТИ не было, зато несколькими приемами удалось решить все задачи.